Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ установлена в девяти статьях УК РФ. Уголовно наказуемыми считаются их незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта в значительном, крупном и особо крупном размерах (ст. 228 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка (ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота (ст. 228.2 УК РФ); хищение либо вымогательство (ст. 229 УК РФ); склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ), а также контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188 УК РФ).

Уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Исключением является их хищение и вымогательство: ответственность наступает с 14 лет. В случае если преступление совершено до наступления возраста уголовной ответственности, то правоохранительные органы совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних имеют широкий арсенал мер воздействия к виновному лицу, а также его родителям, либо лицам, их заменяющим. Однако они не относятся к уголовному наказанию, и, соответственно, их характер менее строг. Вместе с тем и уголовное наказание далеко не единственное в рамках уголовного права средство противодействия рассматриваемому явлению. В первую очередь это относится к несовершеннолетним, совершившим преступления на фоне потребления наркотиков. В УК РФ специально выделены разделы V и VI ("Уголовная ответственность несовершеннолетних" и "Принудительные меры медицинского характера"), предусматривающие возможность использования большого выбора широких средств по своей сути предупредительного характера. Так, в ч. 2 ст. 87 УК РФ указывается на то, что к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 УК РФ "Применение принудительных мер воспитательного воздействия" несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Не менее значимой является возможность применения к несовершеннолетним правонарушителям, имеющим опыт употребления наркотиков, принудительных мер медицинского характера. В их число согласно ч. 1 ст. 99 УК РФ "Виды принудительных мер медицинского характера" входят: а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; в) принудительное лечение в стационаре специализированного типа; г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Существенным дополнением к уголовно-правовым мерам борьбы с наркоманией, содержащимся в УК РФ, является примечание к ст. 228 УК РФ, которым предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности при незаконных действиях с наркотиками. В соответствии с ним лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, их совершавших, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Кроме уголовной ответственности также существует административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Административная ответственность предусмотрена за потребление наркотиков без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ), в общественных местах (ч.2 ст.20.20 КоАП РФ), появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст.20.21 КоАП РФ), появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах (ст.20.22 КоАП РФ), пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст.6.13 КоАП РФ), нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст.6.15 КоАП РФ).

Санкции данных статей для физических лиц предусматривают наказания в виде штрафов от 500 руб. до административного ареста до 15 суток.

При этом административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3. КоАП РФ). Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители). Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6. КоАП РФ).

Одновременно следует отметить, что в соответствии с примечанием к ст.6.9 КоАП РФ лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Кроме того, лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Сызранская транспортная прокуратура разъясняет: "О профилактике преступности среди несовершеннолетних. Информация для родителей и педагогов"

Причины и условия преступности несовершеннолетних зачастую носят социально обусловленный характер. Одной из причин совершения несовершеннолетними преступлений являются особенности характера подростков, недостатки в их воспитании, отсутствие полезной занятости подростков, недостаток систематического контроля над их поведением и время провождением со стороны законных представителей, а также недостаточного количества разъяснительных бесед, которые в подростковом возрасте необходимо проводить особенно часто.

В связи с этим, профилактическая работа органов системы профилактики с несовершеннолетними, наряду с постановкой их на учет, проведением бесед и усилением контроля, должна быть направлена на организацию их обучения и труда, оздоровительного отдыха и досуга.

Кроме того, важную роль в предупреждении преступлений несовершеннолетних играет правовое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, усиление внимание к семье, воспитанию детей. Задача родителей и педагогов организовать максимальную занятость ребенка, контактировать и владеть информацией об окружении ребенка, круге общения и интересах, кроме того установить контакт в общении с несовершеннолетним для общения на личные темы и волнующие проблемы ребенка.

Федеральным законом от 01.04.2020 № 100-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

           Федеральным законом от 01.04.2020 № 100-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями, предусматривающими уголовную ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации. 

В частности, ст. 2071 УК РФ предусматривает ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в частности о чрезвычайных ситуациях, связанных с эпидемией, а также о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приёмах и способах защиты от этих обстоятельств.

Совершение указанных действий наказывается штрафом в размере от 300 до 700 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьёй 2072, в соответствии с которой устанавливается ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлёкшее по неосторожности тяжкие последствия.

Если такие последствия будут выражаться в причинении вреда здоровью человека, виновное лицо может быть осуждено к штрафу в размере до 1 миллиона 500 тысяч рублей, либо к исправительным работам на срок до 1 года, либо к принудительным работам на срок до 3 лет, либо к лишению свободы на тот же срок.

В случае если указанное деяние повлекло по неосторожности смерть человека, виновному лицу будут грозить штраф в размере до 2 миллионов рублей, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

В целях защиты граждан от угрозы распространения инфекционных заболеваний вносятся изменения в ст. 236 УК РФ, предусматривающую ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

Теперь ответственность устанавливается за нарушение таких правил не только в случае, если оно повлекло по неосторожности массовое заболевание людей, но и в случае, если действиями виновного лица создана угроза массового заболевания. При этом максимальный срок наказания в виде лишения свободы увеличен до 2 лет.

Кроме того, вводится повышенная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В этом случае предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишения свободы на срок до 7 лет.

Федеральным законом также корреспондирующие изменения вносятся в статьи 31 и 151 УПК РФ.

Федеральный закон вступил в силу.

Порядок оглашения показаний потерпевшего и свидетеля в судебном заседании

Уголовно-процессуальный закон определяет случаи, когда возможно оглашение показаний потерпевшего и свидетеля, ранее данных ими как в ходе предварительного расследования, так и в процессе судебного разбирательства.

Часть 1 статьи 286 УПК РФ устанавливает общее правило: оглашение показаний потерпевшего или свидетеля возможно в случае их неявки только с согласия сторон.

Однако из этого общего правила имеется два исключения (части 2 и 6 статьи 286 УПК РФ).

Так, при неявке в судебное заседание потерпевшего или свидетеля суд вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе принять решение об оглашении ранее данных ими показаний и о воспроизведении видеозаписи или киносъемки следственных действий, производимых с их участием, в случаях:

1) смерти потерпевшего или свидетеля;

2) тяжелой болезни, препятствующей явке в суд;

3) отказа потерпевшего или свидетеля, являющегося иностранным гражданином, явиться по вызову суда;

4) стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке в суд;

5) если в результате принятых мер установить место нахождения потерпевшего или свидетеля для вызова в судебное заседание не представилось возможным.

Второе исключение из общего правила связано с оглашением показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, которое осуществляется в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса.

При этом по ходатайству стороны суд вправе принять решение об оглашении показаний потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования либо в суде, при наличии существенных противоречий между ранее данными показаниями и показаниями, данными в суде (ч. 3 ст. 286 УПК РФ).

Заявленный в суде отказ потерпевшего или свидетеля от дачи показаний не препятствует оглашению его показаний, данных в ходе предварительного расследования, если эти показания получены в соответствии с требованиями части второй статьи 11 УПК РФ (предупреждение указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу).

Отменен особый порядок рассмотрения уголовных дел судами по тяжким преступлениям.

Федеральным законом от 20.07.2020 № 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" отменен особый порядок рассмотрения уголовных дел судами по тяжким преступлениям. Теперь особый порядок рассмотрения уголовного дела судом может быть применен по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести,

В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

Особый порядок рассмотрения уголовных дел - это сокращенная процедура рассмотрения уголовного дела судом, которая применяется в случае согласия подсудимого с предъявленным ему обвинением, суд рассматривает дело без исследования доказательств и назначенное наказание не может превышать двух третей от максимально предусмотренного наказания.

Изменились требования к содержанию гражданского иска

С 30 марта 2020 года вступили в силу изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

В новой редакции статьи 131 ГПК РФ изменились требования к содержанию искового заявления.

В нем должны быть указаны следующие сведения об ответчике:

для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства);

для организации - наименование и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер. В исковом заявлении гражданина один из идентификаторов гражданина-ответчика указывается, если он известен истцу.

Аналогичные изменения внесены в статью 124 ГПК РФ, устанавливающую требования к содержанию заявления о вынесении судебного приказа.

Так как указанная информация должна указываться лишь при её известности, при отсутствии такой информации, рекомендуется указать об этом в иске и обосновать, почему эта информация неизвестна.

При этом информация об ответчиках юридических лицах находится в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы: egrul.nalog.ru, в разделе: «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП», где любой участник процесса имеющий доступ в интернет, имеет возможность получить актуальную выписку из единого государственного реестра на юридическое лицо, либо индивидуального предпринимателя, в которой будут указаны ИНН и ОГРН.

Запуск салютов и фейерверков высотой более 50 метров необходимо согласовывать с органами Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), использование воздушного пространства регулируется воздушным законодательством  Российской Федерации, которое состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 56 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 использование воздушного пространства при проведении салютов и фейерверков высотой более 50 метров, осуществляется с разрешения центров Единой системы. Производство салютов и фейерверков в границах проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность запрещается.

В связи с проведением салютов и фейерверков высотой более 50 метров информацию о предстоящем мероприятии с указанием его места, времени, продолжительности и контактных данных организатора необходимо направлять любым средством связи в адрес филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрена административная и уголовная ответственность, предусмотренная ст. 11.4 КоАП РФ и ст. 271.1 УК РФ соответственно.